Германия. Избирательная система

Бундестаг. Прямые выборы, каждые 4 года или на дострочных выборах, по партийным спискам и одномандатным округам.
Избирательная система. «Персонализированная пропорциональная» — пропорциональная система, где половина состава палаты определяется по итогам выборов в одномандатных округах (здесь используется мажоритарная система простого большинства). Барьер — 5% или 3 одномандатных округа.

Принцип «персонализированной пропорциональной» системы

Немецкая избирательная система называется «персонализированной пропорциональной» (personalisiertes Verhältniswahlrecht). Принципиальный смысл ее состоит в следующем: все 598 депутатов Бундестага избираются от партий на пропорциональной основе — исходя из того, сколько голосов получил партийный список каждой из них, однако личный состав половины из них (299 депутатов) определяют сами избиратели.

Для этого каждый избиратель на выборах отдает два голоса: «второй» (Zweitstimme) за партийный список и «первый» (Erststimme) за депутата в своем одномандатном округе. Это было сделано для того, чтобы внести в избирательную систему фактор личности и укрепить связь между избирателями и депутатами.

Пример

Допустим, что «вторые» голоса распределились между партиями следующими образом: ХДС/ХСС – 40%, СДПГ – 30%, СвДП – 30%. Это значит, что (пропорционально) ХДС/ХСС должна получить 240 мест (40% от 598), а СДПГ и СвДП – по 179 кресел (30% от 598).

Теперь сосчитаем «первые» голоса: пусть ХДС/ХСС победила в 130 одномандатных округах (из 299), СДПГ – в 88, а СвДП – в 78.

Состав Бундестага определяется по «вторым» голосам (ХДС/ХСС – 240, СДПГ – 179, СвДП – 179), но часть этих депутатов избрана напрямую гражданами в одномандатных округах (ХДС/ХСС – 130, СДПГ – 88, СвДП – 78), а остальные депутаты считаются избранными по партийным спискам (ХДС/ХСС – 110, СДПГ – 91, СвДП — 101).

Немецкую избирательную систему часто называют смешанной, поскольку половина депутатов избирается по одномандатным округам, а другая половина по партийным спискам. В действительности это не так: при выборах в Бундестаг действует пропорциональная система, роль «первых» голосов сводится к тому, что избиратели могут непосредственно определить личный состав половины парламента.

Распределение «прямых» и «списочных» мандатов

Партийные списки

Голосование по партийным спискам проходит в 16 многомандатных округах. Каждая федеральная земля представляет собой отдельный многомандатный округ, от которого избирается определенное число депутатов в соответствии с населением федеральной земли. В каждом многомандатном округе партии представляют отдельные партийные списки. Другими словами, партия представляет 16 партийных списков – по одному в каждом округе (=федеральной земле).

Подводя итоги выборов, первым делом считают «вторые» голоса — отданные за партийные списки. К распределению депутатских кресел на пропорциональной основе допускают лишь партии, преодолевшие 5%-й барьер (получившие более 5% «вторых» голосов), либо партии, чьи кандидаты победили как минимум в 3 одномандатных округах.

Как правило, каждая партия получает в Бундестаге долю кресел в соответствии с долей набранных «вторых голосов». То есть, если за партийные списки СДПГ отдали свои голоса 30% избирателей, эта партия должна получить 30% от 598 мандатов (т.е. 179).

Одномандатные округа

Вся территория Германии разделена на 299 одномандатных округа, от каждого из которых в Бундестаг избирается по одному депутату. Каждая партия выставляет только по одному кандидату.

В одномандатных округах действует мажоритарная система простого большинства, и победителем становится кандидат, получивший больше голосов, чем любой другой. Депутатские кресла, полученные по одномандатным округам, называются «прямыми» мандатами (Direktmandate).

Когда решено, сколько кресел получит какая партия, начинают раздавать мандаты. СДПГ в нашем примере получила в общей сложности 179 кресел и 91 «прямой» мандат — все эти 91 человек попадают в бундестаг, а оставшиеся 88 мест распределяют между фигурантами партийных списков СДПГ в разных федеральных землях, эти мандаты называется «списочными» (Listenmandate).

«Дополнительные» мандаты (Überhangmandate)

Может, однако, получится так, что партия получит больше «прямых» мандатов, чем ей положено по пропорциональному распределению. К примеру, ХДС/ХСС получила 20% «вторых» голосов (соответственно, она должна занять 119 кресел в Бундестаге), но по «первым» голосам победила в 130 одномандатных округах. Лишить партию полученных 11 «лишних» мандатов означало бы нарушить волю избирателей. В таких случаях партии позволяют сохранить все выигранные кресла, в том числе 11 «дополнительных» мандатов (Überhangmandate) – тем самым численность Бундестага увеличивается на 11 человек и составляет уже не 598, а 609 депутатов.

«Дополнительные» мандаты высчитывают отдельно по каждому региону.

«Дополнительные» мандаты применяются в Федеративной республике с ее основания, но в 2008 году Федеральный конституционный суд объявил, что эта практика противоречит Основному закону страны. Дело в том, что использование «дополнительных» мандатов иногда искажает волю избирателя («отрицательный вес голоса» – negatives Stimmgewicht).

Например, СДПГ получила в каждой земле и по стране в целом 50% прямых мандатов и 50% по партийным спискам — тогда ей положена половина мест в Бундестаге, или 299 мандатов. Теперь предположим, что СДПГ получила по партийным спискам по стране в целом 50%, но в Гессене только 47% — это значит СДПГ причитается 10 кресел от Гессена, но 11 прямых мандатов, значит партия получает 1 «дополнительный мандат». При этом по стране в целом она набрала 299 кресел — плюс 1 «дополнительный» будет 300: набрав меньше голосов, партия получила больше кресел.

Кроме того, «дополнительные» мандаты искажают пропорциональное распределение мест между партиями. Предположим, что «Зеленые» получили 5% «вторых» голосов и 30 мест в Бундестаге, но если в парламент будут добавлены 20 «дополнительных» мандатов (и Бундестаг расширится до 618 человек), то 30 «зеленых» депутатов будут составлять уже 4,85% от состава парламента, а не 5%, как требуется по итогам выборов.

Выходом стало решение ввести «компенсационные» мандаты (Ausgleichsmandaten), чтобы уравновесить «дополнительные». После раздачи «дополнительных» мандатов партиям продолжают накидывать «компенсационные», пока у каждой не будет столько кресел, сколько ей положено по «вторым» голосам. Результат — 19-й бундестаг (с 2017) вырос с 598 до 709 человек: было распределено 11 «дополнительных» и 94 «компенсационных» мандата.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *