Россия. Законодательный процесс

Нормативные акты

Государственной устройство России изложено в конституции страны (имеет высшую юридическую силу, ст. 15) и федеральных конституционных законах (принимаются в дополнение к конституции по перечисленным в ней вопросам, ст. 76.3 конституции).

Разные стороны жизни страны регулируются федеральными и региональными законами (ст. 76).

Во исполнение федеральных законов принимаются (нормативные) президентские указы, (нормативные) постановления и распоряжения правительства и нормативные акты федеральных исполнительных органов.

Конституционный суд России может признать любой федеральный нормативный акт (полностью или частично) неконституционным, тем самым лишив его юридической силы.

Подробнее — см. Конституционный строй России.

Принятие закона

1. Внесение

Правом вносить законопроекты (правом законодательной инициативы) наделены президент и правительство, депутаты Думы, Совет Федерации и его члены и региональные парламенты, а также (по вопросам их ведения) высшие суды. Проекты вносятся в Думу, а если они касаются доходов или расходов федерального бюджета – с обязательным заключением федерального правительства (ст. 104).

2. Рассмотрение в Думе

Совет Думы назначает ответственные за законопроект комитеты, основной из которых собирает мнения президента, правительства, Совета Федерации, Общественной палаты и высших судов и готовит документ к 1-му чтению.

Принятый в 1-м чтении законопроект направляется в ответственный комитет для сбора поправок, выносится на всенародное обсуждение или принимается сразу в целом (без 2-го и 3-го чтений).

Во 2-м чтении проходит голосование по собранным в комитете поправкам.

Затем ответственный комитет проводит окончательную редактуру законопроекта, и Дума в 3-м чтении принимает или отклоняет его простым большинством (ст. 105) без обсуждения.

3. Рассмотрение в Совете Федерации

Проходящие Совет Федерации законопроекты делятся на две группы: одни требуют его обязательного согласия (бюджетные, валютно-финансовые и таможенные, вопросы войны, мира и статуса госграницы, ратификация международных соглашений), другие считаются принятыми автоматически, если Совет за 2 недели не выразил возражений (ст. 105-106).

Сначала законопроект обсуждается в комитете Совета, кроме того члены Совета могут запросить комментарии к нему в своих регионах. Затем Совет простым большинством принимает законопроект или отклоняет (вето Совета).

4. Согласительные процедуры

Если Совет отвергает законопроект, Дума и Совет могут создать согласительную комиссию(равное число депутатов и членов Совета, минимум по 3). Комиссия вырабатывает компромисс лишь по спорным положениям, при этом Дума и Совет могут по ходу корректировать свои позиции по законопроекту. Выработанный в комиссии вариант законопроекта вновь ставится на голосование в Думе и Совете Федерации.

Кроме того, Дума может преодолеть вето Совета Федерации (2/3 голосов).

5. Подписание президентом

Президент подписывает и публикует законы. Он может наложить президентское вето, сопроводив его замечаниями.

Дума может отвергнуть президентские замечания (2/3 голосов) или принять их (проголосовав за новую редакцию 1/2 голосов). Кроме того, Дума и президент могут создать специальную согласительную комиссию и принять выработанную им компромиссную редакцию (1/2 голосов депутатов). Во всех трех случаях законопроект затем проходит Совет Федерации. Если и Дума, и Совет проголосовали за первоначальную версию законопроекта 2/3 голосов (каждый), президентское вето считается преодоленным, и президент автоматически подписывает закон (ст. 107).

Особые процедуры (ФКЗ)

Федеральный конституционный закон принимается 2/3 депутатов Думы и 3/4 Совета Федерации и не может быть отклонен президентом. ФКЗ принимаются по вопросам, перечисленным в конституции (ст. 108).

Изменение конституции

Поправки предлагают президент и правительство, Дума и ее депутаты, Совет Федерации и его члены и региональные парламенты (ст. 134).

Для внесения поправок в основополагающие главы (1, 2, 9) созывается Конституционное собрание, если предложение внести поправку поддержали 3/5 Думы и Совета Федерации. Конституционное собрание подтверждает неизменность конституции или разрабатывает новую. Новую конституцию Собрание принимает само (2/3 голосов) или выносит на референдум, где конституцию должно поддержать простое большинство участников при явке более 50% (ст. 135).

Поправки в главы 3 – 8 принимаются 2/3 депутатов Думы и 3/4 Совета Федерации, одобряются парламентами 2/3 регионов и не могут быть отклонены президентом (ст. 136).

Поправки в ст. 65 (состав Федерации) вносятся по процедуре принятия федерального конституционного закона, если изменяется состав Федерации, или обычного закона — если меняется название региона (ст. 137).

Источники

Конституция,
регламент Думы (гл. 12-15),
регламент Совета Федерации (гл. 12-14),
ФКЗ О Конституционном суде (гл. 9).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *