Италия. Политическая история (с 1945)

1-я республика: 194619481953195819631968197219761979198319871992
2-я республика: 199419962001200620082013
избирательный закон: 194719942006

Лидерами в политической борьбе в Италии начала XX века были социалисты и консерваторы (Итальянская народная партия), за ними шли либералы и радикалы, а незадолго до фашистского переворота набрали вес республиканцы и коммунисты. Однако в середине 1920-х все партии кроме взметнувшейся в лидеры Национальной фашистской партии Мусолини (на выборах 1921 — 0,2%, 1924 — 61,3%) были запрещены. Выборы свелись к ответу на вопрос, поддерживаете ли вы партию Мусолини (1929 и 1934).

Перешедшие в подполье партии всех остальных течений — прежде всего социалисты и коммунисты — объединились в Комитет национального освобождения, которому союзники после 1943 стал стали передавать фактическую власть над освобождаемыми от фашистов районами страны — в условиях, когда королевская власть и консервативное правительство были скомпрометированы связью с Мусолини. Тем не менее вопрос об устройстве страны и справедливом (пропорциональном) представительстве во власти был отложен на потом, а до тех пор представители комитета вошли в правительство. Если большинство итальянских партий унаследовали свои позиции от прежних времен, то резко коммунисты набрали очки — за счет того, что составляли ударную силу антифашистского сопротивления.

1946-48

1-я республика: 1946 — 19481953195819631968197219761979198319871992
2-я республика: 199419962001200620082013

учредительное собрание

В 1946 в Италии прошли первые после 1924 свободные выборы (в Учредительное собрание) и референдум о том, будет ли руководить страной избираемый президент или наследный король. Все северные области высказались за республику (особенно промышленные Эмилия-Романья, Тоскана и Умбрия, где наиболее сильны были левые настроения), все южные — за сохранение монархии. Перевес оказался на стороне республиканцев (54,3% против 45,7%) и проправивший лишь месяц “майский” король Умберто II покинул страну: принятая вскоре конституция запретила восстанавливать монархию, а мужчинам Савойской династии — ступать на итальянскую землю. На несколько месяцев страну возглавил премьер Де Гаспери, пока Учредительное собрание не выбрало временным главой государства нерешительного либерала Энрико Де Николу. Противостоящие друг другу левые и правые в собрании выставили две мощные кандидатуры, но их противостояние зашло в тупик (ни одна из сторон не могла получить перевес), и Де Никола стал компромиссной кандидатурой. Кроме того, он был южанином (из Неаполя) и тем самым уравновешивал северное происхождение большинства других видных политиков. Все это должно было обеспечить плавный переход от монархии к республике, и Де Гаспери убедил членов собрания избрать Де Николу.

Через год новый глава государства подал в отставку, сославшись на здоровье, но был переизбран Де Николу, а затем получил титул (первого) президента Италии.

На выборах в Учредительное собрание больше всего мандатов получили Христианская демократия (наследница Народной партии) во главе с действующим премьером Альчидо Де Гаспери, Соцпартия и Компартия. Вместе с немного отставшими либералами и республиканцами они создали в Учредительном собрании широкую коалицию, на которую опиралось правительство Де Гаспери. Вошедшие в эту коалицию и голосовавшие за новую конституцию партии составили основу итальянской политики и получили название “конституционной арки”, на которой держалась система. Этот механизм исключал взаимодействие с монархистами и пост-фашистами, которые не поддерживали новый строй, а потом считались антиконституционными силами.

Вскоре коммунисты и социалисты были исключены из правительства (1947) под давлением США — из-за нарастающего противостояния между Востоком и Западом (холодная война). Правительство повело наступление на коммунистов, стараясь снизить их влияние.

В 1947 была принята выработанная собранием новая конституция.

Избирательная система 1947-94. Был также принят избирательный закон, согласно которому нижняя палата парламента (Палата депутатов) избиралась на пропорциональной основе по партийным спискам, а верхняя (Сенат) — по смешанной системе на основе регионального представительства. Каждый регион избирал сенаторов пропорционально своему населению (чем больше жителей в регионе, тем больше сенаторов он избирал), при этом каждый сенатор выступал от партии и избирался в одномандатном округе — для победы нужно было набрать ⅔ голосов. Во всех округах, не сумевших избрать сенаторов, все голоса в поддержку кандидатов одной партии суммировались — и затем кресла от этих округов распределялись все вместе — по пропорциональной системе.

избирательный закон: 1947 — 19942006

Президента страны было решено избирать на 7 лет на общем заседании обеих палат парламента с участием выборщиков от всех 20 областей страны (по 3 от каждой). Для победы в 1-м, 2-м или 3-м туре необходимо набрать ⅔ голосов, в остальных достаточно поддержки ½ голосующих.

1948-53

1-я республика: 1946 — 1948 — 1953195819631968197219761979198319871992
2-я республика: 199419962001200620082013

палата депутатов

сенат

На выборах 1948 Компартия и Соцпартия вышли единым списком (Народно-демократический фронт, FDP), получив второе место. В трех “красных” областях (Эмилия-Романья, Тоскана и Умбрия) фронт вообще занял первое место. Общенациональным лидером на выборах осталась Христианская демократия (DC). Она составила коалицию с социал-демократами (US), либералами (BN) и республиканцами (PRI), заняв между ними позицию центра — и Де Гаспери получил мандат на формирование кабинета. Однако первые ожидали более левой политики, а вторые и третьи более правой, так что один за другим они покинули правительство.

Сложилась устойчивая политическая система, просуществовавшая около 40 лет: лидером каждый раз становилась Христианская демократия, которая вместе с социалистами, республиканцами, радикалами и либералами формировала коалиционный кабинет. Коммунисты каждый раз приходили вторыми и становились оппозицией. Правительство, которое интегрировало Италию в западный мир, поддерживали страны западного блока, Компартию — Советский союз.

Де Гаспери заключил мир со странами-победительницами (1947) и, несмотря на мощные позиции левых сил в стране, повел Италию в западный лагерь: она заключила военные и экономические соглашения с соседями (Брюссельский договор о Западноевропейском союзе, 1948 и соглашение о создании Европейского сообщества угля и стали, 1951) и с США (присоединение к плану Маршала, 1948 и Североатлантический договор, 1949), несмотря на сопротивление Компартии.

Через месяц после парламентских прошли президентские выборы. Де Никола участвовать в них отказался, и в 4-м туре был избран либерал Луиджи Эйнауди.

1953-58

1-я республика: 19461948 — 1953 — 195819631968197219761979198319871992
2-я республика: 199419962001200620082013

палата депутатов

сенат

Перед самыми выборами Де Гаспери попытался провести новый избирательный закон, согласно которому партия, набравшая более 50% голосов на выборах, получает сразу ⅔ кресел в парламенте. Этот закон не получил поддержки даже у партнеров Христианской демократии по коалиции, электорат которых был слишком мал, так что они все равно не смогли бы воспользоваться преимуществами новой нормы. Во-вторых, этот закон сильно напоминал фашистский “закон Ашельбо” (1923), который давал ⅔ парламентских мандатов партии, набравшей 25% на выборах, и благодаря которому Мусолини в 1924 получил контроль над парламентом.

На выборах 1953 Христианская демократия (DC) заметно сдала позиции (с 48,5% в 1948 ее поддержка упала до 40%), зато усилились левые (выступившие в неформальном альянсе коммунисты, PCI, и социалисты, PSI, в основном в “красных” областях) и особенно — более чем вдвое — крайне правые (монархисты, PNM, и пост-фашисты, MSI, в основном на юге) партии.

Де Гаспери сформировал свой 8-й кабинет, поддержанный лишь ХД. Но слабый результат на выборах и неудачная попытка изменить избирательный закон заставили его через месяц покинуть пост премьера. Сменившие его Джузеппе Пелла (один из консервативных лидеров ХД) и затем секретарь ХД Аминторе Фанфани опирались лишь на ХД и не продержались даже полугода. Первый ушел, когда стал причиной скандала с Югославией вокруг Триеста, второй не получил доверия в парламенте. Следующие два кабинета (Марио Шельба и Антонио Сеньи) уже формировались на коалиционной основе — с социал-демократами (PSDI) и либералами (PLI).

В 1955 прошли президентские выборы. Фанфани предлагал на этот пост либерального финансиста, левые выставили собственного кандидата. Однако правое крыло ХД (Пелла, Андреотти) выступило против руководства партии и выдвинуло кандидатом Джованни Гронки. Поскольку Гронки был сторонником “открытия налево” — возвращения в правительство социалистов и коммунистов, те поддержали его избрание.

Однако ряд парламентских сил выступал против политического проекта Гронки, особенно Либеральная партия, в 1957 покинувшая правительство. Адоне Дзоли сформировал было новый христианско-демократический кабинет, но не смог найти достаточную опору со стороны системных партий в парламенте и столкнулся с необходимостью принять поддержку пост-фашистов. В этих условиях Дзоли предпочел уйти в отставку — от которой его отговорил президент страны, попросив дождаться грядущих вскоре выборов.

1958-63

1-я республика: 194619481953 — 1958 — 19631968197219761979198319871992
2-я республика: 199419962001200620082013

палата депутатов

сенат

По итогам выборов 1958 формировать правительство вновь стал Фанфани — представитель левого крыла Христианской демократии (DC) — который опирался на коалицию с социал-демократами (PSDI). Но внутрипартийная правая оппозиция вынудила его уступить кресло Сеньи — представителю консервативного крыла ХД. Однако однопартиный кабинет вновь оказался нежизнеспособным. Президент Гронки назначил премьером доверенного человека, представителя собственного левого католического течения в ХД Фернандо Тамброни, поручив ему создать “президентское правительство”, не имевшее сформированной поддержки в парламенте. Тамброни сумел получить доверие парламентариев только потому, что в его поддержку голосовало пост-фашистское Итальянское социальное движение (MSI), что противоречило концепции “конституционной арки”. Последовали масштабные протесты, был сорван съезд Социального движения, Тамброни пришлось уйти в отставку, а репутация Гронки была подорвана и ему осталось лишь ждать истечения своего 7-летнего срока.

Использовав ослабление консервативного крыла, в ХД усилилось левое, и премьером в третий раз стал Фанфани, выдвинувший широкую социальную программу, включая создание школ для рабочих детей и национализацию электроэнергетики. Соцпартия после подавления венгенского восстания 1956 советскими войсками отмежевалась от коммунистов и перешла на более мягкие позиции, с другой стороны в Ватикане престол занял более либеральный папа Иоанн XXIII, так что христианско-демократическое правительство стало сотрудничать с социалистами (PSI), и 3-й кабинет Фанфани был сформирован при их поддержке.

В 1962 прошли президентские выборы, на которые свою кандидатуру выставил и Гронки, не сумевший однако набрать и 50 из более чем 800 голосов выборщиков. Новым президентом стал Сеньи, противник “открытия налево”. Даже ходили слухи, что в стране готовится неофашистский переворот, которые заставили левые силы сплотиться. В результате когда Сеньи из-за болезни подал в отставку, новым президентом в 1964 стал (в 21-м туре выборов) социал-демократ Джузеппе Сарагат, в течение своих 7 лет старавшийся объединить христианских демократов с социалистами и коммунистами.

1963-68

1-я республика: 1946194819531958 — 1963 — 1968197219761979198319871992
2-я республика: 199419962001200620082013

палата депутатов

сенат

правительства

После выборов 1963 Христианская демократия (DC) предполагала продолжить политику “открытости налево”, но социалисты (PSI) ждали своего осеннего съезда, чтобы решить там вопрос о степени сотрудничества с правительством. ХД до тех пор сформировала временный однопартийный кабинет во главе с нейтральным Джованни Леоне.

Когда Соцпартия высказалась за полноценное участие в коалиции, кабинет Леоне уступил место широкой коалиции Альдо Моро из левого течения — в нее вошли социалисты, социал-демократы (PSDI) и радикалы (PRI). Таким образом Моро удалось избавиться от неустойчивости предыдущих, краткосрочных кабинетов — благодаря своей широкой поддержке в парламенте он пробыл в премьерском кресле до следующих выборов. Моро понимал, что христианско-демократическое правительство страны, во многом ориентированное на консервативные и католические ценности, не представляет интересов рабочих, женщин и молодежи, и старался интегрировать эти слои в действующую политическую систему, чтобы расширить собственную базу и исключить опасность нарастания несистемной оппозиции режиму.

Но не все члены Соцпартии были согласны с сотрудничеством с правительством и соответственно переходом на более умеренные позиции — уже социал-демократические, а не социалистические. Они в 1964 покинули Соцпартию, создав собственную Соцпартию пролетарского единства (PSIUP) и вернувшись к партнерству с коммунистами (PCI). Тем более что итальянская Компартия после XX съезда КПСС объявила курс на “итальянский путь к социализму” и стала проводить более независимую от Москвы и восточного блока политику.

1968-72

1-я республика: 19461948195319581963 — 1968 — 197219761979198319871992
2-я республика: 199419962001200620082013

палата депутатов

сенат

Раскол больно ударил по Соцпартии (PSI), которой участие в кабинете стоило трети избирателей. На выборах 1968 целых 4,5% граждан поддержали Соцпартию пролетарского единства (PSIUP, раньше эти голоса доставались Соцпартии), в то время как общий список социалистов и социал-демократов (PSDI) набрал лишь 14,5% (на прошлых выборах они получили в сумме 20%). Ошарашенное руководство Соцпартии и социал-демократов не стало участвовать в формировании нового кабинета, и временное правительство опять возглавил Леоне.

Когда левые силы были готовы к коалиционному соглашению, новый кабинет сформировал Мариано Румор. Но попытка Соцпартии вернуть себе левых избирателей и блокироваться с коммунистами на региональных выборах 1970 привела к правительственному кризису. Был сформирован новый коалиционный кабинет под руководством Эмилио Коломбо. Однако правительство оказалось нестабильным и через два года новый премьер Джулио Андреотти (еще один лидер консервативных христианских демократов) решил вернуться к выработанной Де Гаспери формуле центризма, но безуспешно — и на 1972 были назначены первые в Итальянской республике досрочные выборы.

В 1971 Леоне сменил Сарагата на посту президента страны (по итогам 23-го тура), лишь благодаря поддержке пост-фашистов.

1972-76

1-я республика: 194619481953195819631968 — 1972 — 19761979198319871992
2-я республика: 199419962001200620082013

палата депутатов

сенат

На выборах 1972 из политического спектра исчезли монархисты, так что пост-фашисты (MSI — DN) позиционировали себя как единую правую силу и сумели вдвое увеличить свой результат (до 9%), особенно на фоне студенческих волнений конца 1960-х. Однако это не помогло им войти в политику.

Сначала Андреотти попытался продолжить свою центристскую линию (кабинет с социал-демократами, PSDI, и либералами, PLI), а затем Румор сформировал широкое коалиционное правительство, включив в него социалистов (PSI) и республиканцев (PRI).

В 1974 в Италии прошел референдум об отмене закона о легализации разводов (1970). ХД и пост-фашисты агитировали за традиционные католические ценности и отмену закона, то есть за то чтобы разводы снова стали незаконными. Все остальные — от коммунистов до либералов — ратовали за сохранение принятой нормы. В итоге 59,3% поддержали легализацию разводов. Репутационные потери ХД и последовавшие протесты заставили Румора оставить пост, и Моро сформировал кабинет с республиканцами — который не отражал большинства в парламенте, но был создан с согласия социалистов.

Успех левых сил на региональных выборах 1975 и выход республиканцев из кабинета заставили Моро объявить еще одни досрочные выборы.

1976-79

1-я республика: 1946194819531958196319681972 — 1976 — 1979198319871992
2-я республика: 199419962001200620082013

палата депутатов

сенат

Выборы 1976 показали резкий рост влияния Компартии (PCI, с 27% до 34,5%), в “красный пояс” вошли почти целиком Лигурия, Пьемонт и Лаций. Чтобы сгладить ситуацию, христианские демократы (DC) решили интегрировать коммунистов в существующую политическую систему, как ранее сделали это с социалистами. Тем более что итальянская Компартия после подавления советскими войсками восстания в Чехословакии (1968) еще более отдалилась от Москвы и перешла на более мягкие, реформистские позиции, впоследствии названные еврокоммунизмом (коммунизм с элементами рынка и европейской демократии). После того как партию в 1972 возглавил Энрико Берлингер, эти тенденции в ней стали доминирующими.

Кроме того, Берлингер выдвинул идею “исторического компромисса” коммунистов и христианских демократов, чтобы сформировать сильное правительство в условиях экономического кризиса (завершался эффект послевоенного “итальянского чуда”) и укрепления правого и левого экстремизма. Чтобы добиться расположения США, Берлингер заявил, что чувствует себя в безопасности в тени американцев и что Италия останется в НАТО. Моро, выступавший за интеграцию левых сил и их социальной базы в политическую систему 1-й республики, стал активным сторонником идеи “исторического компромисса”.

Моро и умеренный Андреотти согласились на предложение Компартии: Андреотти сформировал однопартийный христианско-демократический кабинет меньшинства с согласия всех парламентских партий (кроме пост-фашистов, MSI — DN). На первом этапе левые партии согласились воздерживаться при голосовании о доверии правительству, то есть не голосовать за недоверие (“правительство национальной солидарности”). На втором этапе предполагалось непосредственно голосование коммунистов в поддержку кабинета, а на третьем — их включение в совет министров. Однако правые силы, при поддержке консервативного папы Павла VI и США, выступали против интеграции коммунистов во власть. Во время скандала вокруг взяток компании Lockheed итальянским политикам Моро едва не попал под преследование, но в марте 1978 был оправдан. Зато не смог удержаться на своем посту президент Леоне, за полгода до истечения своего мандата ушедший в отставку, президентом стал социалист Алессандро Пертини, который стал прежде всего восстанавливать доверие к институту президента. Он стал компромиссной фигурой, на которой в 16-м туре сошлись христианские демократы, социалисты (PSI) и коммунисты, до того голосовавшие каждый за своего кандидата.

Между тем уже через 2 недели после оправдания Моро — в день, когда должно было произойти голосование о доверии 4-му кабинету Андреотти (когда впервые предполагалось голосование партий-союзниц непосредственно в поддержку кабинета) — “красные бригады” (по некоторым данным при поддержке восточногерманских спецслужб) похитили Моро и вскоре убили его. Советский союз и ряд других стран восточного блока выступали против участия итальянских коммунистов в прозападном правительстве. Несмотря на все это Берлингер продолжил поддерживать правительство Андреотти и — как и было запланировано — проголосвали за доверие кабинету. Но стала расти и оппозиция этому курсу внутри самой итальянской Компартии, тем более что вместо обещанной социальной политики и борьбы с “фашистской угрозой” коммунисты видели усиление консервативного курса, а правительство отказывалось удовлетворить ряд их требований, прежде всего включить коммунистов в кабинет (после того как “красные бригады” убили Моро, резко усилилась правые общественные настроения, на которые смог отчасти опереться Андреотти, прибавив себе независимости от партнеров). Уже в 1979 Компартия отказалась от поддержи кабинета. Андреотти попытался создать очередное правительство центра (DC — PSDI — PRI), но не сумел, и были назначены новые выборы.

1979-83

1-я республика: 19461948195319581963196819721976 — 1979 — 198319871992
2-я республика: 199419962001200620082013

палата депутатов

сенат

Поддержка Компартии (PCI) в 1979 снизилась до 30,5% (с 34,5%), а Христианской демократии (DC) — до 38% (с 39%) за счет роста популярности остальных партий. Соцпартия (PSI) уже не участвовала в коалиции, из-за конфликта Андреотти с ее лидером Беттино Кракси: социалисты были возмущены, что Андреотти отказался совместить выборы в итальянский и европейский парламенты, которые в итоге прошли с разницей в неделю и потребовали ненужных расходов, кроме того Кракси узнал, что Андреотти был связан с подпольным финансированием внутренней оппозиции в Соцпартии.

Сначала ХД сформировала центристское правительство меньшинства (с социал-демократами, PSDI, и либералами, PLI) под руководством Франческо Коссиги (коммунисты не участвовали больше в поддержке кабинета, а социалисты выступили против Андреотти, которые в результате несколько лет не получал вообще никаких постов во власти). Оказавшись через несколько месяцев в сложной ситуации, Коссига согласился на предложение Кракси о поддержке и создал коалиционный кабинет с социалистами и республиканцами (PRI). Но в 1980 парламент не поддержал стабилизационную программу правительства, и Коссига ушел в отставку.

На смену ему пришел коалиционный кабинет Арнальдо Форлани. Новое правительство столкнулось со множеством проблем: новый всплекс левого экстремизма, коррупционные скандалы в ХД, землетрясение в Южной Италии и раскрытие масонской ложи “P2”, в которую оказались вовлечены многочисленные одновременно представители итальянской элиты и преступного мира. Форлани попытался перестроить кабинет, но социалисты отказались поддержать новое правительство, и Форлани пришлось уйти.

Правительственная коалиция была расширена за счет либералов, которые согласились пойти на сближение с социалистами, за счет того что и те, и другие умерили свои позиции. В результате ХД удалось совместить свои концепции широкой коалиции (с социалистами и республиканцами) и коалиции центра (с социал-демократами и либералами). Появилась концепция “пятипартийности” (pentapartito), державшаяся почти до конца 1-й республики. При этом изменилась роль ХД — которая перестала быть первой и стала одной среди многих. Так что кресло премьера впервые занял не христианский демократ — новым главой правительства стал Джованни Спадолини.

Сложившаяся политическая система к этому времени обнаруживала явные признаки застоя: политическая элита обновлялась медленно, и одни и те же люди находились у власти, меняясь постами, по несколько десятков лет (Андреотти, Коломбо, Тавиани, Фанфани, см. схему слева).

В 1982 Спадолини заподозрили в участии в картельном сговоре, стоившем работы более чем 1 тысяче итальянцев. Кракси на время отозвал социалистов из кабинета, но Спадолини сумел справиться с кризисом и составил новое правительство — пока Соцпартия не отказала и ему в поддержке. После этого республиканцы покинули коалицию, а правительство возглавил христианский демократ Фанфани. Но социалисты — получив многообещающие результаты соцопросов — спровоцировали новый правительственный кризис и новые досрочные выборы.

1983-87

1-я республика: 194619481953195819631968197219761979 — 1983 — 19871992
2-я республика: 199419962001200620082013

палата депутатов

сенат

Запуск “пятипартийности” привел к тому, что избиратели перестали воспринимать Христианскую демократию (DC) как основное спасение от коммунистической гегемонии, и в 1983 многие голоса перешли от христианских демократов другим партиям, поддержка ХД упала до 33% (с 38%). Новое пятипартийное правительство впервые возглавил лидер Соцпартии (PSI) Кракси. Он сумел сделать из своей раздробленной на фракции партии дисциплинированный организм, поэтому — в отличие от христианских демократов — его власть имела стабильную базу, и он просидел в своем кресле 4 года. Форлани он назначил вице-премьером, а Андреотти — главой МИД, именно они стали его основными партнерами в ХД (треугольник CAF — Craxi, Andreotti, Forlani).

Летом 1986 генсек ХД Чириако Де Мита договорился с Кракси, что весной 1987 тот уступит свой пост христианскому демократу. Однако Кракси в результате не захотел уступить свой пост и весной 1987 ХД лишила его власти, сформировав до следующих досрочных выборов собственный временный кабинет во главе с Фанфани.

В 1985 Пертини покинул пост главы государства, и новым президентом Италии стал Коссига.

1987-92

1-я республика: 1946194819531958196319681972197619791983 — 1987 — 1992
2-я республика: 199419962001200620082013

палата депутатов

сенат

Развитие Италии по пути к постиндустриальному обществу обернулось ростом сектора услуг и снижением роли промышленности, соответственно важнее становилось социальное государство, Соцпартии и снижалась роль рабочего класса, Компартии. Поддержка социалистов (PSI) на выборах 1987 выросла с 11,5% до 14%, поддержка коммунистов (PCI) снизилась с 30% до 26,5%. Новая легислатура прошла под знаком противостояния лидера социалистов Кракси и генсека Христианской демократии (DC) Де Миты.

Пятипартийный кабинет сначала возглавил Джованни Гориа (протеже Де Миты), но в 1988 парламент не одобрил его бюджет, и Гориа ушел в отставку. Новым премьером стал сам Де Мита, который через год был смещен социалистами и своими противниками в ХД (CAF).

Кабинет возглавил сам Андреотти, однако его положение быстро стало шатким. Несколько представителей левого крыла ХД покинули правительство, после того как был принят “закон Мамми”, установивший монополию медиаконцерна Сильвио Берлускони (который был близок к Кракси) в частном телевидении. Начались первые расследования в рамках борьбы со всеобщей политической коррупцией (Tangentopoli) и расследование по делу о секретной спесцлужбе “Меч” (Gladio), которая занималась борьбой с влиянием восточного блока и дискредитацей итальянских коммунистов, а также была связана с ложей Propaganda Due и ультраправыми террористами. Президент Коссига выступил с резкой критикой косной партийной системы, призвав коммунистов и ХД осознать новые реалии после падения Берлинской стены. Наконец, возник раскол в “треугольнике CAF”: раскол между Андреотти и Кракси вызвала публикация писем Моро, в которую Андреотти рассматривал как атаку со стороны Кракси, а Форлани он рассматривал как соперника в предстоящей борьбе за президентское кресло (выборы ожидались в 1992) и собирался вытеснить его с дистанции. В результате в 1992 одновременно ушли в отставку Коссига (после ряда скандальных заявлений и интервью и неудачной попытки импичмента и в знак протеста против слабости своего института) и Андреотти и были назначены досрочные выборы. Новым президентом после 16 туров голосования стал христианский демократ Оскар-Луиджи Скальфаро.

1992-94

1-я республика: 19461948195319581963196819721976197919831987 — 1992
2-я республика: 199419962001200620082013

палата депутатов

сенат

правительства

Чампи (1993-94):

В начале 1990-х партийная система Италии стала постепенно трансформироваться. По мере того как раскрывались коррупционные аферы, жители северных регионов Италии все более чувствовали, что Рим неэффективно использует собираемые здесь налоги. Стали усиливаться автономистские партии, которые в 1991 объединились в единую Лигу севера (LN), выступившую на парламентских выборах 1992 с поразительным результатом (8,7%).

После распада СССР и падения всех без исключения режимов восточного блока лидеры итальянской Компартии решили, что еврокоммунизм потерял актуальность и его эпоха подошла к концу — и начали трансформацию Компартии в прогрессивную левую силу, переименовав ее в Демократическую партию левых (PDS). Однако многие коммунисты не были согласны с поворотом направо и создали собственную Партию коммунистического возрождения (PRC).

Уже во второй раз вышли на выборы зеленые (Verdi). Радикальная партия (PR) баллотировалась в составе Списка Панеллы. От Христианской демократии (DC) откололись борцы с мафией, создавшие собственное Движение за демократию — Сеть (Rete).

Четырехпартийный кабинет возглавил один из лидеров Соцпартии (PSI) Джулиано Амато. На его правление пришлась мощная волна антикоррупционных расследований в рамках кампании “Чистые руки”, которые наиболее затронули социалистов, прежде всего Кракси, и христианских демократов. Несмотря на то что честность самого Амато не была поставлена под вопрос, многие члены его кабинета и представители его парламентской базы попали под преследование. Правительство передало расследование антикоррупционных дел полиции, напрямую подчиненной исполнительной власти и потому лишенной независимости, после мощных акций протеста это решение было отменено, но репутационные потери были необратимы. В сложных условиях Амато ушел в отставку, поклявшись никогда не возвращаться в политику.

До следующих досрочных выборов был сформирован технический кабинет беспартийного экс-главы итальянского центробанка Карло Чампи, который поддержали старая пятерка и впервые — зеленые и коммунисты (Демпартия левых).

Избирательная система 1994-2006 (Mattarellum). В 1993 прошел референдум по избирательному закону, на котором 83% избирателей высказались за выборы сенаторов по мажоритарным округам. Референдум был направлен на формирование устойчивой партийной системы, лучше всего из двух сильных партий. Однако в результате парламент принял новый закон о выборах в обе палаты парламента, но с рядом оговорок.

избирательный закон: 1947 — 1994 — 2006

Теперь 75% палаты депутатов и 75% сената избирались по мажоритарным округам, а остальные — по партийным спискам с 4%-ным барьером, на пропорциональной основе (по имени своего автора новая система получила название Mattarellum). Причем когда кандидат побеждал в мажоритарном округе, его отрыв отнимался от результата его партии по пропорциональной системе. Например, кандита партии A получил 20.000 голосов, а кандидат партии B — 17.000, соответственно отрыв (3.000 голосов) отнимался от числа голосов, полученных партийным спиком A по пропорциональной системе. Эта система называлась “выделением” (scorporo). Эта норма давала преимущество небольшим партиям, почти не способным победить в мажоритарных округах (соответственно у них не было вычетов по пропорциональной системе). Наоборот, большие партии за счет вычетов получали меньше мандатов, чем могли бы. Кроме того, scorporo стимулировал создание коалиций из небольших партий: поскольку в этом случае в мажоритарных округах кандидаты выставлялись от коалиции, а пропорциональные списки — от партий, то вычетов не производилось.

1994-96

1-я республика: 194619481953195819631968197219761979198319871992
2-я республика: 1994 — 19962001200620082013

палата депутатов (пропорциональные)

палата депутатов (всего)

сенат (пропорциональные)

сенат (всего)

правительства Берлускони (1994-95)Дини (1995-96)

“Чистые руки” настолько дискредитировали правящую пятерку партий, что влияние их критически снизилось и они практически исчезли с политической сцены. Стала реальной перспектива прихода к власти единственной системной политической силы, не затронутой кризисом — коммунистов. Намеренная не допустить этого часть итальянской элиты сплотилась вокруг Берлускони, который решил перейти в политику и выступить на выборах с собственной политической силой в противовес коммунистам. По одним данным — чтобы помочь растерянным избирателям старой пятерки, которые иначе остались бы без должного представительства в парламенте, по другим — чтобы спасти себя и свой бизнес от преследования. Ходили слухи, что активисты “Чистых рук” готовились арестовать самого Берлускони и руководство его бизнес-группы, сам Берлускони называл антикоррупционную кампанию происками коммунистов. Берлускони создал собственную партию “Вперед Италия” (FI), основным ресурсом которой стали принадлежащие ее лидеру инструменты телерадиоагитации — Берлускони убеждал избирателей, что его партия — свежая политическая сила, не замешанная в коррупционных скандалах, которая в то же время обеспечит преемственность курса на интеграцию в западный мир и приверженность западным ценностям рынка и демократии.

Христианская демократия, столкнувшись с упадком, попробовала сменить имя (1994) — вновь назвавшись Итальянской народной партией (PPI, как до войны), но это не остановило оттока сторонников. Люди левых взглядов ушли в Демпартию левых (PDS), правых — создали Христианско-демократический центр (CCD, 1994), но большинство нашло прибежище во “Вперед Италия” (FI).

Напряжение вокруг Соцпартии выросло настолько, что ее офисы оказались практически в осаде протестующих, политики-социалисты были вынуждены покинуть свои посты, несколько человек покончили с собой, а на местных выборах 1993 Соцпартия набрала лишь около 3% голосов. Члены партии разбежались, в основном направо — вступив во “Вперед Италия” (FI) или Пакт Сеньи (PS). Сторонники более левого курса вступили в Демпартию левых (PDS). В 1994 Соцпартия была распущена, а ее оставшиеся члены создали партии “Итальянские социалисты” и Лейбористская федерация. Большинство представителей Социал-демократической партии также перебежало направо — во “Вперед Италия” (FI) или Христианско-демократический центр (CCD).

Республиканцы разошлись в Демократический альянс (с рядом бывших социалистов) и созданный затем на его основе с привлечением других представителей старой пятерки Пакт Сеньи (PS), а левые основали собственную партию “Левые республиканцы”. Большинство членов Либеральной партии перешло во “Вперед Италия” (FI) или Национальная альянс (AN).

Итальянское социальное движение еще в 1980-х стало избавляться от тяжелого наследия фашизма, открещиваясь от правого экстремизма и занимая более умеренные позиции по многим вопросам. В конце 1980-х новый партийный лидер Джанфранко Фини взял еще более умеренный курс, отказываясь от оставшихся связей с фашистским прошлым и называя правление Мусолини “абсолютным злом”. Переход Социального движения на право-традиционалистские позиции и одновременно упадок традиционных партий из-за коррупционных скандалов, в которых Соцдвижение не было замешано, привели к тому, что партия не только стала участвовать в политической жизни, но и добилась резкого роста популярности. Чтобы окончательно оторваться от прошлого, Фини создал на основе Соцдвижения новую партию — Национальный альянс (AN, 1994), подпитав ее бывшими либералами и христианскими демократами.

Нацелившись на противостояние коммунистам, Берлускони постарался маскимально консолидировать правые силы. Во-первых, новая партия оформила союз с правыми осколком ХД — Христианско-демократическим центром (CCD). Во-вторых, Берлускони привлек в свой лагерь две другие мощные правые силы — Национальный альянс (AN) и Лигу севера (LN), но поскольку Лига наотрез отказалась сотрудничать с пост-фашистами, “Вперед Италия” (FI) и ХДЦ сформировали двойную коалицию: на севере с Лигой севера (Полюс свобод), а на юге — с Национальным альянсом (Полюс эффективной власти).

На противоположном полюсе политического спектра левые силы объединились в Прогрессивный альянс: вокруг Демпартии левых (PDS) собрались Партия коммунистического возрождения (PRC), какая-то часть оставшихся социалистов, социал-демократов, республиканцев, либералов и христианских демократов (обессиленная Соцпартия и неприметные Демократический альянс и Движение за демократию — Сеть) и Федерация зеленых.

В центре собрались Пакт Сеньи (PS, осколок Демальянса, ставший прибежищем для целого ряда политиков старой пятерки) и Итальянская народная партия (PPI, те христианские демократы, которые не ушли ни направо, ни налево). Они создали Пакт за Италию, к которому должна была также присоединиться Лига севера, в итоге ушедшая к Берлускони.

Убедительную победу на выборах одержали правые силы. Демпартия левых (PDS) расширила “красный пояс”, в который вошли также Марке в центре и Базиликата и Калабрия на юге. “Вперед Италия” (FI) и Лига севера (LN) примерно на равных выступили на севере страны, на Сицилии лидером была “Вперед Италия” (FI), зато на юге почти повсеместно (кроме двух “красных” областей) доминировал Национальный альянс (AN).

Берлускони сформировал правое коалиционное правительство. Выборы 1994 ознаменовали переход ко 2-й республике: и хотя формально политическая система осталась прежней, игроки на ней сменились. Если в 1987 традиционная пятерка набрала около 60% голосов, а в 1992 — около 50%, то в 1994 осколки “пятипартийности” получили лишь 25%, а более 70% голосов достались новым лидерам — молодым партиям (“Вперед Италия”, Лига севера, Зеленые) или старым партиям, не запятнанным в коррупционных скандалах (Демпартия левых, Национальный альянс, Партия коммунистического возрождения).

Однако уже в конце 1994 Лига севера (LN) — после публикаций о новых расследованиях в отношении Берлускони — отказала правительству в поддержке. Лига заявила, что “Вперед Италия” (FI) нарушила коалиционное соглашение, а также переманивала у нее сторонников, кроме того партнеры не сошлись во взглядах на пенсионную реформу. Берлускони ушел в отставку, техническое правительство до следующих выборов возглавил его министр казначейства, беспартийный Ламберто Дини. Но несмотря на то что Берлускони говорил, что окажет поддержку техническому кабинету, только если его возглавит Дини, на деле правая коалиция воздерживалась при голосовании о доверии, никто из “Вперед Италия” не вошел в правительство — и кабинет Дини держался на поддержке левых (кроме Коммунистического возрождения, PRC), центра и Лиги севера.

1996-2001

1-я республика: 194619481953195819631968197219761979198319871992
2-я республика: 1994 — 1996 — 2001200620082013

палата депутатов (пропорциональные)

палата депутатов (всего)

сенат (пропорциональные)

сенат (всего)

Дини после этого порвал с Берлускони и создал собственную партию “Итальянское обновление” (RI), собрав в нее левые осколки старой пятерки, в том числе “Итальянских социалистов” и Пакт Сеньи.

Центристский Пакт за Италию распался еще в 1994. Итальянская народная партия (PPI) решила блокироваться с лево-центристской коалицией и объединилась перед выборами 1996 с республиканцами (Демократическим союзом, образованным после расширения Демальянса за счет ряда социалистов и республиканцев, и истощенной Республиканской партией) — они вышли на выборы общим списком “Народники за Проди” (Popolari per Prodi) в составе коалиции “Олива”. Представители правого крыла Народной партии создали собственную партию Объединенные христианские демократы (CDU), которая образовала альянс с Христианско-демократическим центром (CCD).

Прежний Прогрессивный альянс трансформировался в коалицию “Олива”, в нее вошел также лево-центристский осколок ХД — Итальянская народная партия (PPI). Коммунистическое возрождение, напротив, пошло на выборы отдельным списком (“Прогрессисты”), но в союзе с “Оливой” и пообещав поддержку будущему левому правительству, если оно не будет иметь парламентского большинства. Таким образом, “Оливу” составили четыре силы: Демпартия левых (PDS), Федерация зеленых и “Итальянское обновление” (RI) и “Народники за Проди” (P p. Prodi) из обескровленных представителей старой пятерки.

В правой коалиции (Берлускони назвал ее “Полюс за свободы”) остались “Вперед Италия” (FI), Национальный альянс (AN) и Христианско-демократический союз (на этот раз общим списком с Объединенными христианскими демократами, CCD/CDU).

Лига севера (LN) на выборы 1996 вышла самостоятельно.

Распределение сил во многом и определило исход выборов: центристы вошли в левую коалицию, а весомая часть правого блока откололась и пошла на выборы самостоятельно. Поддержка правых даже выросла (“Вперед Италия”, FI, осталась с прежними 21%, Нацальянс, AN, возрос с 13,5% до 15,7%, Лига севера, LN, — с 8,4% до 10,1%), но раздробленность не позволила им завоевать большинство в парламенте. Главой нового кабинета стал лидер “Оливы” Романо Проди.

В 1998 Коммунистическое возрождение (PRC) изменило свое отношение к правительству и отказалось поддерживать его (голосование о недоверии прошло с перевесом в 1 голос), новым главой кабинета стал лидер Демпартии левых (PDS) Массимо д’Алемма (ходили слухи, что он и спровоцировал отставку Проди). Несогласные с переходом в оппозицию вышли из Коммунистического возрождения (PRC) и создали Партию итальянских коммунистов (PdCI), войдя в правительство д’Алеммы.

В это время в Демпартии левых (PDS) уже не осталось из следа от коммунистической идеологии: д‘Алемма взял курс на создание полноценной социал-демократической партии, а серп и молот на ее эмблеме заменил на розу. В 1998 ему удалось укрепить партию, присоединив ряд небольших новых левых партий (прежде всего Лейбористскую федерацию и Левых республиканцев) и переименовав свою партию в Левых демократов (DS).

После неудачи на региональных выборах 2000 д’Алемма ушел в отставку, а правительство до выборов возглавил — вопреки своей клятве уйти из политики — Амато.

Между тем в 1999 году президентом стал кандидат “Оливы” Чампи.

2001-06

1-я республика: 194619481953195819631968197219761979198319871992
2-я республика: 19941996 — 2001 — 200620082013

палата депутатов (пропорциональные)

палата депутатов (всего)

сенат (пропорциональные)

сенат (всего)

правительства Берлускони

После выборов 1996 Лига севера (LN) пережила несколько расколов, и европейские выборы 1999 показали более чем двукратное падение ее популярности. Руководители Лиги осознали, что партия не выживет самостоятельно и к выборам 2001 пошли на сотрудничество с Берлускони, причем в рамках единой коалиции с Национальным альянсом (AN) и — традиционно — альянсом Христианско-демократического центра и Объединенных христианских демократов (CCD / CDU). Новая коалиция получила название “Дом свобод”. Кроме того, Берлускони предложил “контракт с итальянцами” (социально-экономическую программу) из 5 пунктов и пообещал, что если не выполнит хотя бы 4 из этих обещаний, то не станет участвовать в выборах-2006.

Проди еще в 1998 — покинув премьерский пост — создал партию Демократы из “Народников за Проди”, партии “Италия ценностей” (создана душой “Чистых рук” Антонио Ди Пьетро, хотя сам он вышел из партии и создал новую “Италию ценностей”), Демсоюза и Сети за демократическую партию (бывшее Движение за демократию — Сеть). На региональные выборы 2000 Демократы пошли вместе с Итальянским обновлением, Народной партией и партией перебежчиков из правых сил “Союз демократов за Европу (UDEUR) — Народники за юг”. Свой общий список четыре партии назвали “Ромашка”, а к парламентским выборам 2001 они создали единую партию “Демократия это свобода — Ромашка” (Margherita).

Итальянские социалисты в 1998 расширились за счет ряда небольших соцпартий и получили название Итальянские демократические социалисты. К выборам 2001 они объединились с Зелеными в список “Подсолнечник”.

Лево-центристские силы вновь пошли на выборы блоком “Олива”, который по-прежнему составляли Левые демократы, зеленые и левые осколки старой политической системы, собранные в списки “Ромашка” и “Подсолнечник”. Четвертвым участником “Оливы” стала поддержавшая лево-центристские правительства Партия итальянских коммунистов.

Коммунистическое возрождение (PRC) выступило отдельным списком.

На выборах 2001 юристы “Дома свобод” — осознав, что избирательный закон дает преимущество коалициям из небольших партий (как “Олива”) и занижает результат коалиции крупных партий (как “Дом свобод”) — нашли способ обойти правила. Сообразив, что вычетов не производится, когда мажоритарный кандидат выставляет одна партия, а пропорциональный список — другая, они предложили выставлять мажоритарных кандидатов “Дома свобод” от фиктивного объединения с другим названием. Это объединение (liste civetta) они назвали “Отмена выделения” (Abolizione Scorporo). Тем более что получить голоса по спискам для “Дома свобод” было выгоднее (избиратели в Италии обычно голосовали за правые списки, но против правых мажоритарных кандидатов — так что scorporo бил как раз по сильной стороне “Дома свобод” и Берлускони давно выступал против мажоритарных округов). Чтобы не оказаться в проигрышном положении, “Олива” тоже выставила мажоритарных кандидатов по фиктивному списку “Новая страна” (Paese Nuovo). Для “Дома свобод” этот прием стал настолько успешным, что ей не хватило 12 кандидатов в пропорциональном списке, чтобы занять все выигранные кресла.

Победителем на выборах 2001 стала коалиция Берлускони, с заметным отрывом опредившая “Оливу” — левые силы были вновь отброшены в традиционные “красные” провинции (Эмилия-Романья, Тоскана, Умбрия и север Марке). Берлускони сформировал новое правое правительство.

Местные выборы 2003 и европейские 2004 показали снижение популярности “Вперед Италия” (FI), притом что результаты ее партнеров по “Дому свобод” остались прежними. Национальный альянс (AN) и Союз христианских и центристских демократов (UDC, в 2002 ХДЦ и ОХД объединились), который уже обошел по популярности Лигу севера (LN), потребовали от Берлускони усилить их роль в правительстве, в противном случае угрожая покинуть коалицию. В 2005 Берлускони сформировал новый состав коалиционного правительства, перераспределив посты.

В условиях, когда президент мешал Берлускони проводить свой курс (президенты Скальфаро и Чампи отказывались по его требованию распускать парламент и налагали вето на некоторые законы), правая коалиция подготовила конституционную реформу, предполагавшую усиление регионов (передачу на региональный уровень полиции и социальной сферы, на этом настаивала Лига севера, LN) и усиление премьера (предоставление ему права формировать правительство и политический курс и распускать парламент, этого требовал Нацальянс, AN). Усиление власти премьера трактовалось как балансирующая мера, призванная сохранить единство страны в случае усиления самостоятельности регионов, но на деле в руки главы кабинета попадали президентские полномочия, которых недоставало Берлускони.

В 2005 реформа была принята в парламенте консервативном парламенте вопреки мнению оппозиции, так что не получила ⅔ голосов — а потому был объявлен референдум. Бывший президент Скальфаро — который не доверял христианским демократам, перебежавшим во “Вперед Италия” (FI), а потому был в плохих отношениях с Берлускони — поддерживал левую оппозицию, а в реформе видел покушение на президентские полномочия (поскольку основные из них предполагалось передать премьеру) и призывал граждан голосовать против конституционной реформы, которая в итоге была провалена (61% высказался против).

2006-08

1-я республика: 194619481953195819631968197219761979198319871992
2-я республика: 199419962001 — 2006 — 20082013

палата депутатов

сенат

правительство Проди

Избирательная система с 2006. Перед самыми выборами правое большинство в парламенте — вопреки мнению оппозиции — провело новый избирательный закон. Вместо Mattarellum вернулась полностью пропорциональная система с рядом нюансов: во-первых, трехуровневый барьер (10% для коалиций, 2% для партий в составе коалиций и 4% для независимых партий), во-вторых, избирательная премия — партии или коалиции, набравшей больше голосов, предоставлялись сразу 55% мандатов (при этом считались только голоса в поддержку членов коалиции, преодолевших барьер). Оппозиция разразилась протестами, поскольку сочла новый закон ударом в спину. Если в выборах участвуют две примерно равные коалиции, то закон дает преимущество той, что состоит из крупных партий (то есть правящей), в то время как некоторые участники коалиции из мелких партий (то есть левоцентристской) могут не преодолеть барьер — соответственно собранные ими голоса не засчитаются и эта коалиция проиграет, тем более что коалиция крупных партий получит бонус в 55% мандатов. Кроме того, новый закон отменял выборы в мажоритарных округах, по которым раньше избирались 75% депутатов и в которых чаще лидировали левые кандидаты (итальянские избиратели традиционно голосовали за левых мажоритарных кандидатов и правые партийные списки). Кроме того, были введены избирательные округа для итальянцев за рубежом.

избирательный закон: 19471994 — 2006

На выборы 2006 правые вновь вышли коалицией “Дом свобод” — в составе тех же “Вперед Италия” (FI), Национального альянса (AN), Союза христианских и центристских демократов (UDC), Лиги севера (LN) и нескольких мелких партий.

На левом фланге выступила коалиция “Союз”. В нее вошли федерация “Олива” (Ulivo: Левые демократы, DS, “Ромашка”, Margherita, и Итальянские демократические социалисты), обе посткоммунистические партии (Коммунистическое возрождение, PRC, и Партия итальянских коммунистов, PdCI), вторая “Италия ценностей” (IdV), Федерация зеленых, “Союз демократов за Европу (UDEUR) — Народники за юг”, а также еще несколько мелких партий и прежде выступавшие независимо радикалы (в альянсе “Роза в кулаке”, RnP, с Итальянскими демсоциалистами).

Поскольку левые пошли на выборы не отдельными партиями или небольшими альянсами, а прежде всего мощным блоком “Олива” — им удалось избежать ловушки барьера. “Союз” обошел правый “Дом свобод” на 0,11% (49,80% против 49,69%), но за счет введенного бонуса получил сразу 55% кресел, и Проди сформировал левое коалиционное правительство. На выборах в сенат Левые демократы (DS) и “Ромашка” (Margherita) выступили в составе “Союза” отдельными списками, а Партия итальянских коммунистов (PdCI) и Федерация зеленых — общим списком “Вместе с Союзом”. По итогам выборов левые получили контроль и над сенатом — с перевесом в 2 голоса (за счет введенных в этом году зарубежных округов). Гневу Берлускони не было предела — он отказался признать выборы, даже после того как высшая судебная инстанция подтвердила итоги голосования, а затем “Вперед Италия” (FI) собрала 7 миллионов подписей против правительства Проди, попросив президента республики (с 2006 бывший коммунист Джорджио Наполитано, очередная компромиссная фигура) отправить кабинет в отставку.

В конце 2007 Левые демократы (DS), “Ромашка” (Margherita) и еще несколько небольших партий объединились в Демократическую партию (PD) во главе с Проди, однако это не помогло ему удержать власть. UDEUR — “Народники за юг” покинули правящую парламентскую коалицию, и Проди провалил голосовании о доверии в сенате.

2008-13

1-я республика: 194619481953195819631968197219761979198319871992
2-я республика: 1994199620012006 — 2008 — 2013

палата депутатов

сенат

Досрочные выборы прошли в 2008. “Вперед Италия” (FI) и Национальный альянс (AN) слились в партию Народ свободы (PdL), которая вышла на выборы в союзе с Лигой севера (LN). Союз христианских и центристских демократов (UDC) сменил название на Союз центра (UC) и вышел на выборы самостоятельно. В коалиции не левом фланге выступили Демпартия (PD) и “Италия ценностей” (IdV).

Посткоммунистические Партия итальянских коммунистов (PdCI) и Коммунистическое возрождение (PRC) создали альянс с Федерацией зеленых, назвав его “Левые — Радуга”, однако в парламент они не попали.

Правая коалиция получила более половины голосов в парламенте и Берлускони сформировал свой 4-й коалиционный кабинет. Вскоре Берлускони оказался в сложной ситуации, прежде всего из-за внутрипартийной борьбы в “Народе свободы” (PdL): раскол между Берлускони и Фини привел к тому, что последний увел из партии и правительства своих сторонников, создав партию “Будущее и свобода за Италию” (2010). Берлускони угрожал Фини, что попросит президента распустить парламент и тот лишится мандата, но Наполитано успокоил, что распускать парламент не станет.

В 2011 “Народ свободы” (PdL) сильно сдал позиции на местных выборах. Кроме того, Берлускони не мог справиться со сложной экономической ситуацией и попал под подозрение в связях с несовершеннолетней. За свой 3-й премьерский срок (с 2008) он был вынужден пройти более 50 голосований о доверии в парламенте. Политический кризис усугублялся, и Наполитано несколько раз заявил, что ждет от Берлускони отставки, а затем назначил экономиста и бывшего еврокомиссара Марио Монти пожизненным сенатором, что многие сочли подготовкой к смене премьера. В конце 2011 Берлускони ушел в отставку, и было сформировано техническое “президентское правительство” Монти, которое получило подавляющую поддержку в парламенте. Самостоятельность и жесткость Наполитано, между тем, поставили вопрос о пределах полномочий президента, который традиционно выступал лишь политическим арбитром.

В конце 2012 Берлускони заявил о намерении участвовать в них, чтобы в 5-й раз занять премьерское кресло, несмотря на то что — по признанию своих партнеров и экспертов — не исполнил своего “контракта с итальянцами”. После этого “Народ свободы” (PdL) отказал в доверии Монти, и ушел в отставку. Досрочные выборы были назначены на 2013.

2013

1-я республика: 194619481953195819631968197219761979198319871992
2-я республика: 19941996200120062008 — 2013

палата депутатов

сенат

Каждая из четырех парламентских сил вышла на выборы 2013 во главе своей коалиции, постаравшись максимально привлечь в свою поддержку и непарламентские силы.

Демпартия возглавила левоцентристскую коалицию “Италия. Общее благо”, в которую вошли также Соцпартия (образована в 2007 после воссоединения Итальянских демсоциалистов с другими осколками итальянского социализма) и партия “Левые. Экология. Свобода”, созданная в 2009 из ряда посткоммунистических и экологических группировок.

“Италия ценностей” (IdV) сгруппировалась с Федерацией зеленых и посткоммунистической Федерацией левых (Партия итальянских коммунистов, PdCI, и Коммунистическое возрождение, PRC). Свою левую коалицию ее создатели назвали “Гражданской революцией”.

Христианско-демократический Союз центра (UC) создал правую коалицию “С Монти для Италии”, куда вошли также партия сторонников Фини (“Будущее и свобода”) и возрожденная Либеральная партия. Между тем, президент Наполитано заявил, что самому Монти статус сенатора не позволяет баллотироваться в депутаты, из которых до сих пор выходили итальянские премьеры.

Правую коалицию составили “Народ свободы” (PdL), ряд небольших консервативных групп и регионалисты — северные (Лига севера, LN) и южные.

Права и левая коалиции шли бок о бок, получив около трети голосов избирателей каждая. Но избирательный закон привел к тому, что преимущество в несколько десятых процента позволило левым получить 55% кресел в Палате депутатов. В сенате места были распределены пропорционально, так что ни одна из политических сил не получила над ней контроля. Поразительным стал успех движения «Пять звезд», собравшего четверть голосов.

Левых традиционно поддержал «красный пояс», правых — север и юг, а «Пять звезд» добились успеха в центре, на Сардинии и прежде всего в Сицилии.

Меток нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *