Выборы в России: как избираются не те, за кого голосуют. Изъяны мажоритарной системы

Президент внес в Госдуму законопроект о восстановлении смешанной системы на думских выборах. Предполагается вновь избирать половину Думы по одномандатным округам.

Этот метод дает преимущество партии большинства, в данном случае «Единой России». Но почему?

[ Сразу по округам: ] ЦФОСЗФОПФОЮФО/СКФОУФОСФОДФО

[Итак] Выборы в большинстве регионов России проходят сразу по двум системам: — по мажоритарной (по одномандатным и иногда многомандатным округам) и — по пропорциональной (по партийным спискам по единому округу).

[Мажоритарная] Для примера возьмем Нижегородскую область, законодательное собрание которой состоит из 50 депутатов — из них 25 избираются по мажоритарной системе (по округам), а 25 по пропорциональной (по спискам). Мажоритарная система работает так: регион делится на несколько одномандатных округов, от каждого из которых в парламент попадет только один депутат, то есть территория Удмуртии разделена на 25 округов. За депутатский мандат в каждом округе борются представители нескольких партий и независимые кандидаты. Победителем становится тот, кто наберет больше всего голосов — соответственно система называется мажоритарной (от французского majorité — большинство, в данном случае голосов). Каждая партия выставляет по одному кандидату. Конечно, партия может выставить и нескольких кандидатов, но это будет нелепо — потому что в таком случае сторонники партии проголосуют кто за одного, кто за другого — в итоге каждый из них получит вдвое меньше голосов, чем если бы был единственным представителем своей партии, и скорее всего проиграет конкурентам от других партий. Бывают также многомандатные округа — когда в мажоритарном округе избираются несколько депутатов, набравших наибольшее число голосов, например в трехмандатном округе избираются трое и так далее. Чем руководствуются власти, создавая вместо нескольких одномандатных округов один многомандатный — не всегда понятно.

[Пропорциональная] Пропорциональная система устроена немного иначе: каждая партия формирует список из нескольких кандидатов и получает места пропорционально набранным голосам избирателей. Чем больше получила партия голосов — тем больше она получит депутатских кресел и наоборот. Если партия сильная и ожидает мощной поддержки избирателей, она выставляет большой список — чтобы можно было заполнить все выигранные кресла и еще остался запас (иногда избранные депутаты отказываются от мандатов, так что в списке нужна скамейка запасных). Если партия слабая, она составляет короткий список (хотя могла бы и длинный, так что такая осторожность не полностью понятна). Поскольку невозможно сделать так, чтобы мандаты распределялись в точности так же, как голоса избирателей — существует несколько методов раздачи мандатов, но все они более или менее соблюдают пропорцию. К дополнительным искажениям представительства ведет применение заградительных барьеров. Партийный список выставляется на весь регион, поэтому говорят о том, что выборы по пропорциональной системе проводятся по единому округу.

[Голосование] Когда избиратель приходит на участок, ему предстоит проголосовать дважды: один раз он выбирает партию (голосует за один из выставленных на выборы в регионе партийных списков), а второй — за конкретного человека (голосует за одного из мажоритарных кандидатов, выставленных в его округе). Затем подсчитываются голоса. Подсчитав голоса в конкретном округе, можно определить, кто в нем стал победителем. Чтобы распределить мандаты по пропорциональной системе, нужно подсчитать голоса по всему региону.

[Дележ кресел, первые искажения] На выборах в Нижегородской области на выборах в марте 2011 по пропорциональной системе «Единая Россия» набрала 42,98% голосов и получила 11 из 25 мест, распределявшихся по пропорциональной системе — или 44%. Так что принцип пропорциональности в общем был соблюден. Но так бывает не всегда, к примеру на выборах в октябре 2012 в госсовет Удмуртии ЕР получила 53,19% голосов, но применявшаяся методика распределения кресел дала ей 29 из 35 пропорциональных мандатов, а это 64,4% — как видим, искажение существенное. Зато из 25 кресел, делившихся в Нижегородской области по мажоритарной системе, ЕР выиграла целых 19 (это 76%) — потому что ее кандидаты победили в 19 одномандатных округах. А из 18 мажоритарных кресел в Пензенской области — вообще все до одного (100%).

[Создание фракций] Когда избранные депутаты собираются в парламенте, они объединяются по партиям (фракции) или просто по интересам (депутатские группы). К примеру, во фракцию ЕР объединятся депутаты, избранные в заксобрание по ее списку (по пропорциональной системе), и единороссы, победившие в одномандатных округах (по мажоритарной системе). Кроме того, к ним могут примкнуть несколько независимых одномандатников, избиравшихся не от партий (самовыдвиженцы).

[Идея представительства] Каждый кандидат и каждая партия идет на выборы со своим набором обещаний и предложений — со своей программой. Избиратель голосует за тех, чьи обещания ему понравились больше других — а это значит, что каждый депутат представляет группу избирателей с определенными интересами. Например, единороссы представляют тех, кто одобряет курс президента Путина на стабильность, либерал-демократы — тех, кого волнует национальный вопрос, а коммунисты — противников капитализма и нерегулируемой экономики. Логично предположить, что чем больше людей одобряют курс Путина — тем больше депутатов-единороссов должны оказаться в заксобрании и чем меньше людей хотят возрождения Госплана — тем меньше в региональном парламенте должно быть коммунистов. Пропорциональная система обеспечивает такое представительство.

[Искажение представительства] Однако мажоритарная система его искажает, поскольку в мажоритарных округах не учитывается мнение меньшинства. Если 32% жителей проголосовали за единоросса, еще 25% за коммуниста и по 19% за эсера, либерал-демократа и самовыдвиженца — то представлять жителей всего округа будет единоросс, несмотря на то что 68% жителей проголосовал за четырех других кандидатов — то есть не поддерживают идеи ЕР. Мнение меньшинства не будет учтено — как если бы все они проголосовали за кандидата от ЕР. С другой стороны, увеличение одной фракции (за счет одномандатников) уменьшает пропорциональную долю остальных. Так, в заксобрании Нижегородской области «Единая Россия» получила 60% мест (хотя проголосовали за нее 42,98% жителей), а ЛДПР — 6% (вместо 12,81%). Доля единороссов в заксобрании — за счет мажоритарных кресел — выросла почти на треть, а доля либерал-демократов снизилась вдвое.

Теперь посмотрим, как формировались нынешние составы заксобраний в российских регионах.

Центральный округ

Только в 6 регионах Центрального округа из 18 «Единая Россия» получила более 55% по пропорциональной системе, при этом фракции ЕР занимают более 55% кресел во всех 18 заксобраниях. Средний результат ЕР в регионах ЦФО по пропорциональной системе —  51,87%, среднее число полученных в итоге кресел в региональных парламентах — 71,51%.

При этом, в 5 регионах ЕР не набрала даже половины голосов избирателей (Московская, Липецкая, Тверская, Орловская, Курская).

Оппозиционные партии получили в среднем вдвое меньше кресел, чем того хотели избиратели: у СР в среднем 6% кресел при среднем результате по пропорциональной системе 10,96%, у ЛДПР — 5,69% кресел при 11,29% голосов и у КПРФ 14,44% депутатских мест при 20,79% голосов по пропорциональной системе.

Наиболее близко к мнению избирателей распределены депутатские кресла в Калужской и Тульской областях — потому что там применялась только пропорциональная система и не было мажоритарных округов.

В 16 остальных регионах ЦФО оппозиционные парии вдвое недопредставлены, а «Единая Россия» в среднем вполтора раза перепредставлена. Это связано с тем, что ЕР победила почти во всех одномандатных округах в каждом из регионов.

Наиболее сильная диспропорция — в Подмосковье (у ЕР на три четверти больше кресел, чем хотели избиратели), почти такие же результаты в Тверской, Курской, Липецкой и Орловской областях. То есть наиболее искажена воля избирателей в тех регионах, где различие между результатами партий по пропорциональной и мажоритарной системах наиболее существенно — другими словами, где ЕР показала наиболее слабые результаты по пропорциональной системе.

Это наглядно показано на графике Отклонение от пропорции: отклонение вправо (со знаком «плюс») означает, что партия представлена в заксобрании больше, чем того желали избиратели. Так получается, в первую очередь, если партия набирает много мандатов в мажоритарных округах, и иногда — если механизм распределения мандатов по пропорциональной системе недостаточно точно отражает распределение голосов избирателей. Отклонение влево (со знаком «минус») означает, что партия набрала мало мажоритарных кресел — и в итоге ее представительство в региональном парламенте сократилось. Напомню, что представительство партии также снижается, когда непропорционально увеличивается число мандатов других партий, и опять же из-за неточного механизма распределения пропорциональных мандатов. Чем уже столбцы графика — тем ближе распределение кресел между партиями к воле избирателей.

Северо-западный округ

В 9 из 11 регионов Северо-западного округа ЕР не получила и половины голосов избирателей и в двух оставшихся (Архангельск и Коми) едва переступила 50%-ный порог. Тем не менее в 6 заксобраниях единороссы занимают более 60% кресел, еще в 3 более 50% и только в Петербурге и Карелии менее 40%. Средний результат «Единой России» на пропорциональных выборах в округе — 39,14%, средняя доля в региональных парламентах — 58,22%.

ЛДПР недополучила половину кресел: при результате 14,96% голосов на пропорциональных выборах у нее только 8,08% кресел в заксобраниях. «Справедливая Россия» и КПРФ потеряли треть: на выборах по пропорциональной системе они набрали 19,8% и 19,31% соответственно, а в региональных парламентах получили только 14,30% и 14,37% депутатских мест.

В 4 регионах КПРФ недополучила вообще более 80% мест и в 2 — около 70%. СР недополучила более 70% мест в Коми, около 50% в Калининградской области и почти 40% — в Псковской области и Петербурге, притом что в Питере выборы проходили только по пропорциональной системе, но применявшийся метод распределения мандатов исказил волю избирателей. Аналогичная ситуация сложилась в Ненецком округе — там СР недополучила около 30% кресел, притом что ЕР здесь досталось около 30% «лишних» мест.

Приволжский округ

Из 14 регионов Приволжского округа «Единая Россия» в 6 набрала менее 50% голосов, а в 4 — более 75%. В этих четырех регионах — Мордовии, Татарстане, Башкирии и Саратовской области — распределение депутатских кресел наиболее приближено к распределению голосов избирателей. В Мордовии разрыв совсем незначительный, поскольку ЕР набрала 91% по пропорциональной системе и выиграла в 23 из 24 мажоритарных округов.

В регионах, где ЕР выступила слабо, воля избирателей наиболее искажена: в Оренбургской и Самарской областях, Пермском крае и Чувашии «Единая Россия» получила более 60% своих депутатских кресел «вопреки» желанию избирателей.

В среднем по Приволжском округу ЕР набрала 54,5% голосов избирателей по пропорциональной системе, однако располагает 77,77% депутатских мест — треть из которых таким образом стали «лишними». КПРФ недополучила треть мест, ЛДПР и СР — половину, в приволжских заксобраниях они представлены вдвое слабее, чем их избиратели в населении округа. При этом каждая из трех оппозиционных партий примерно в половине регионов Приволжья недосчиталась более 40% кресел, на которые могла бы рассчитывать по пропорциональной системе.

Южный и Северо-Кавказский округа

На выборах в Южной России единороссы получили поддержку более половины избирателей в 10 регионах из 13 — в среднем 63,25%. В региональных заксобраниях у ЕР более 60% во всех 13 регионах, причем в 10 регионах — более 70%, а в 4 — более 80%. Таким образом, в среднем единороссы располагают 75,71% депутатских кресел в заксобраниях российского Юга.

Искажение воли избирателей здесь таким образом сравнительно невелико — «Единая Россия» получила в среднем только 19,69% «лишних» мандатов. Во многом это связано с тем, что 5 регионах Юга выборы проводились только по пропорциональной системе: в Кабардино-Балкарии, Чечне, Ингушетии и Дагестане отклонение от пропорции не превысило в среднем 4%. Правда, в Калмыкии, где также не было мажоритарных округов, ЕР и КПРФ досталось по 15% «лишних» мандатов, а Аграрной партии — целых 45%, зато здесь никто не получил меньше, чем ему полагалось.

В среднем по российскому Югу ЛДПР недосчиталась половины кресел, КПРФ и СР — трети каждая.

Особенная ситуация сложилась в Карачаево-Черкесии, где недопредставленными оказались все крупные партии (ЕР недополучила 5% мандатов, КПРФ — треть, а СР и Патриоты России — половины каждая, ЛДПР не получила вообще ничего) — за счет того, что в 14 из 36 одномандатных округов победили независимые кандидаты.

Уральский округ

На Урале «Единую Россию» в 3 из 6 регионов поддержали меньше половины избирателей, еще в 2 — немногим больше половины и только в Ямало-Ненецком округе — почти 65%. Средний результат партии по округу — 48,90%. Между тем, во всех регионах Урала кроме Свердловской области единороссы получили 65% депутатских кресел и более, а в трех регионах — вообще около 80% В среднем ЕР на Урале достались 72,80% депутатских мандатов.

Три основные оппозиционные партии недополучили около 40% кресел в заксобраниях каждая. Набрав в среднем по 15% голосов по пропорциональной системе каждая, они смогли добыть лишь по 9% мандатов.

На Ямале, где ЕР выступило сильно по единому округу, искажение пропорции составило около 20-30%. В остальных регионах искажение превысило 40%.

Сибирский округ

В половине из 12 регионов Сибири единороссов поддержали менее 50% избирателей, в другой половине — более 50%. При этом в 4 регионах ЕР не набрала и 40%, а в 4 получила более 60%. Средний результат по регионам Сибири — поддержка 52,49% избирателей по пропорциональной системе.

Это не помешало партии власти добиться более 60% депутатских кресел в 11 из 12 сибирских заксобраний (в 2 региональных парламентах у ЕР вообще более 90% кресел и еще в 3 — более 70%). В среднем по Сибири «Единая Россия» получила 69,38% депутатских кресел, треть из которых — сверх пропорции.

Три основные оппозиционные партии недополучили около 40% мандатов каждая: на выборах им досталось примерно по 15% голосов, а в региональных парламентах — где-то по 8%.

Наиболее перепредставлена «Единая Россия» в Омской и Томской областях (около 60% кресел переполучены) и в Алтайском и Красноярском краях (более 70% мандатов достались единороссам сверх пропорции). Именно в этих 4 регионах ЕР не удалось набрать и 40% по пропорциональной системе. Напротив, в двух наиболее успешных для партии власти регионах Сибири — Тыве и Кемеровской области — искажение пропорции в пользу единороссов невелико (около 15%).

КПРФ наиболее потеряла на Алтае, в Алтайском крае и в Бурятии — здесь она недосчиталась более 40% депутатских мандатов. ЛДПР недополучила более 40% кресел в целых 8 регионах, СР — в 7 из 12.

Дальневосточный округ

На Дальнем Востоке единороссы в 4 из 9 регионов заручились поддержкой менее половины избирателей, еще в 4 около половины и только в Чукотском округе выступили значительно сильнее (71,19%). В среднем ЕР набрала на Дальнем Востоке 49,28%. А в региональных заксобраниях ей достались в среднем 65,77% депутатских кресел (превышение пропорции на 33,45%). В Амурской области, где выборы проходили только по пропорциональной системе, единороссам достались только 47% кресел. Во всех остальных регионах у ЕР более 50% депутатских мест, а в 5 — более 60%.

Искажение пропорции в Амурской области, где не было мажоритарных округов, составило около 5% (только у КПРФ оказалось сразу 12% «лишних» кресел). «Лишних» кресел не досталось никому и в Якутии — поскольку там в 13 из 35 мажоритарных округов победили независимые кандидаты, так что единороссы взяли только 16 одномандатных округов. В итоге ЕР получила 51,43% кресел в якутском госсобрании, притом что набрала 51,8% голосов по пропорциональной системе. Зато КПРФ и СР недосчитались в Якутии примерно по 40% кресел.

В Чукотском округе в выигрыше оказалась «Справедливая Россия» (почти 11% кресел сверх пропорции), зато ЕР недополучила почти 20% депутатских мест, а ЛДПР — почти 30%. Здесь тоже сыграли свою роль независимые кандидаты — они победили в 3 из 6 мажоритарных округов.

В остальных 6 регионах Дальнего Востока ЕР переполучила, а остальные партии недополучили где-то по 40% депутатских кресел.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *